Ретушь фотографий

Среди сторонников теории «лунного заговора» широко распространены слухи, о том, что сотрудники НАСА по недомыслию сначала помещают на своих сайтах снимки, явно уличающие НАСА в фальсификации. Но после того, как внимательные «критики» обнаруживают на этих снимках якобы компрометирующие улики, НАСА исправляет допущенные ошибки: или вообще удаляет фотографии с «ляпами», или компьютерной ретушью убирает с них «лишнее», или заменяет компрометирующий вариант другим, не так кричащим о подделке:

Есть данные и о том, что некоторые "лунные" снимки после сделанных замечаний были подретушированы, с них убрали лишние тени… [1]

Ряд фотографий, якобы сделанных на Луне, в разных изданиях НАСА представлен с обрезаниями и исправлениями: в некоторых местах удалены тени, наложена ретушь. Те же самые снимки, которые НАСА предоставило общественности в разное время, выглядят по-разному и неопровержимо доказывают наличие монтажа. [2]

Ретушь снимков в средствах массовой информации

В действительности фотографии экспедиций «Аполлон», публикуемые в средствах массовой информации, регулярно ретушировались с первых дней. Ретушь — самая обычная практика массовых изданий, в которых на первом месте стоит исправление недостатков изображения. Чаще всего ретушь ограничивается устранением технических дефектов исходного изображения — царапин, вуали, пятен. Однако в некоторых случаях ретушироваться могут и композиционные недостатки.

Самый известный пример — фотография Олдрина AS11-40-5903 из экспедиции «Аполлона-11».

Олдрин на Луне, ретушированные фото

На оригинале (снимок слева) видно, что астронавт находится в верхней части кадра, так что самая верхняя часть ранца вместе с антенной оказалась обрезанной. Уже в выпуске журнала «Life» от 8 августа 1969 года (через месяц после экспедиции) фото появилось в ретушированном виде: оно было слегка «расширено» вверх, так что Олдрин оказался ближе к середине кадра, причем антенна не была дорисована ретушером (снимок посередине). В таком, отретушированном, виде эта фотография получила самое широкое хождение, так она помещена и в ряде книг, изданных НАСА, например, «EP-73, The First Lunar Landing as Told By the Astronauts» (фото справа). [5]

Разумеется, в подобной ретуши нет ничего ни незаконного, ни злонамеренного. Фотографии, помещаемые в массовых изданиях, не являются научным материалом, и вносимые исправления полностью оправдываются той задаче, которой эти фотографии служат: подача материала самым выигрышным образом.

Ретушь космических снимков на сайтах НАСА

В интернете сегодня доступно множество оцифрованных фотографий, в том числе и на насовских сайтах. Уже сам процесс оцифровки подразумевает род «ретуши», так как выбор яркости, контраста, цветовой гаммы в известных пределах произволен (первую часть этой процедуры делает сам сканер). Но возможно и активное вмешательство человека в этот процесс — исправление дефектов сканирования, дефектов исходных фотографий, и т. п. Впрочем, исходно цифровые фотографии тоже регулярно ретушируются — так же, как многие фотографы обрабатывают свои цифровые снимки перед печатью.

Ретушированная фотография МКС

На сайтах НАСА на космических снимках чаще всего ретушируется небо. Зритель ожидает увидеть абсолютно черный космос, но на реальных фотографиях космос редко бывает вполне черным, особенно при заметных выдержках: вблизи ярких объектов появляются светлые ореолы (аналогичные фотографической вуали), засветка объектива солнцем, шум матрицы. На насовских сайтах эти дефекты часто убираются — небо с фотографии «срезается» с помощью стандартных средств, вроде инструмента Magic Wand в редакторе Adobe Photoshop. Правда, иногда от этой работы остаются артефакты, почти незаметные (или совершенно незаметные) на обработанном изображении, но проявляющиеся при манипуляциях с контрастом. Примером служит фотография МКС: левый снимок — уменьшенная копия на сайте [5], правый — тот же снимок с усиленным контрастом.

Подобная ретушь «черного космоса» на сайтах НАСА встречается совершенно регулярно. Даже если она не проявляется в виде артефактов при увеличении контраста, обнаружить ее помогает инструмент «Пипетка» («Eyedropper») в Adobe Photoshop: на месте «срезанного» неба поверхность оказывается залитой сплошным чистым черным цветом, код RGB (0,0,0). Залитая сплошным цветом большая площадь сразу позволяет отличить цифровую ретушь от неретушированной поверхности снимка. При реальной съемке (или сканировании) поверхность никогда не бывает залитой сплошным цветом, она заполнена хаотичным набором слабоокрашенных пикселей: они возникают вследствие естественного шума матрицы или как артефакты сканирования. Лишь самые короткие выдержки, сделанные при закрытой крышке объектива, позволяют иногда получить сплошную черную заливку с минимальным тепловым шумом.

Ретушь снимков в мифологии «лунного заговора»

Несмотря на распространенность ретуши, некоторые сторонники теории «лунного заговора» убеждены, будто в случае цифровых сканов со снимков «Аполлонов» эта ретушь не просто злонамерена, но и якобы сама по себе служит доказательством фальсификации снимков, а вместе с ними и экспедиций. Иногда они специально занимаются поиском ретуши и даже ее «исследованием», в результатах которых (естественно!) видят подтверждение своих теорий.

Мифология Попова

pop_ret.jpg
Попов разоблачает ретушь [3]

Особенно преуспел поприще разоблачения ретуши Попов. Сам он, очевидно, имеет довольно скудное понятие о цифровых изображениях и их обработке (как и о фотографии вообще — см., например, его «разоблачения» фотографической перспективы). Как будет видно дальше, он даже не способен обнаружить цифровую ретушь (например, по описанному выше признаку сплошной заливки), если только она не проявляется в форме артефактов при повышении контраста. Но это не мешает ему строить далеко идущие теории при разглядывании таких артефактов.

Обсуждению ретуши снимков в интернете Попов посвящает целые страницы своей книги. И если в главе 5 автор ограничивается лишь замечанием, то в главе 8 Попов уже излагает свою «теорию ретуши»:

Вот другой пример с другим лунным модулем («Орион», А-16). Согласно НАСА, астронавт А-16 Т. Маттингли тоже сфотографировал свой «Орион» перед его спуском на Луну (илл. 2а). Если, следуя автору[3], и на этом снимке повысить контрастность, то также станут видны явные следы ретуширования (илл. 2б).
Похоже на то, что и «Орел», и «Орион» парят не в космосе, а на фоне какого-то черного экрана. Любой, самый черный экран, в отличие от пустоты космоса, отражает около 4 —5 % от падающего на него света. Освещение от прожекторов трудно сделать равномерным по всей площади экрана. Поэтому в отраженном свете его экран будет неравномерно черным. Вот мастера и постарались подчернить «космос» там, где экран показал себя слишком светлым.

Фантазия Попова не ограничена ничем — он всегда видит то, что ему хочется увидеть. И вот, в главе 14 ему снова мерещатся призраки, на этот раз — кожух осветителя:

pop_ret4.jpg
Попов видит здесь «кожух осветителя» [3]

Но если с помощью компьютера отрегулировать яркость и существенно увеличить контрастность изображения, то в правом верхнем углу снимка проявляется прежде скрытая некая продолговатая деталь, отмеченная цифрой 1 (илл.9). Она напоминает какой-то кожух. Этот кожух окружён по периметру сиянием 2. На Земле такой ореол возникает вокруг ярких источников света и вызван он рассеянием света на пылинках, летающих в воздухе. По границе тени на сопле 3 служебного модуля легко определить направление, с которого освещён модуль. И это направление (голубые линии) идёт именно от этого кожуха. Наконец, сама продолговатая форма кожуха очень напоминает заднюю стенку осветителя - источника яркого света, применяемого в студиях.

(будет лишним говорить, что здесь, как и на других «разоблачаемых» снимках, есть всего лишь срезанный графическим редактором фон).

Нуждается ли в ретуши настоящий космос?

Для оправдания своих теорий Попов высказывает убежденность в том, что подлинный снимок не может быть ретуширован — дескать, зачем же портить хорошую вещь?

Нашлись защитники, [15] которые утверждают, что на илл. 4б видна не тень, а некая ретушь особой формы. Любопытное объяснение. Возвращаясь к использованному во «Введении» сравнению мистификации с фальшивой купюрой, автор хотел бы отметить, что ему приходилось получать фальшивую купюру под видом настоящей. Но не припомнится случай, чтобы кто-то малозаметным на глаз приемом так портил настоящую купюру, чтобы при проверке она показалась фальшивой. Поэтому для серьезного рассмотрения подобных аргументов необходимо, чтобы их авторы объясняли их здравый смысл (если таковой есть). Иначе для рассмотрения таких аргументов не хватит самых толстых книг.

В специальном разделе, озаглавленный «Настоящий космос в ретуши не нуждается», Попов пытается показать, будто настоящие снимки НАСА не ретуширует:

Для сопоставления автор применил процедуру повышения контрастности более чем к 20 космическим снимкам, тоже принадлежащим НАСА, но выполненным на темы, не связанные с полетами «Аполлонов». В качестве примера на илл. 3 показано, как меняется при повышении контрастности вид снимка планеты Сатурн. Ни на этом снимке, ни на одном из остальных 19 изученных снимков следы ретуширования не выявлены. Это и понятно: ведь настоящий космос в ретуши не нуждается, так как с оптической точки зрения космос — это пустота, которая не отражает никакой свет и у нее не может быть более темных или более светлых мест.

(К этому пассажу прилагается снимок Сатурна, на котором при повышении контраста фон остается совершенно черным).

jupiter.jpg
Ретушированный Юпитер со спутником Ио на сайте НАСА, съемка зондом «New Horizons» [10]
saturn.jpg
Ретушированный Сатурн на сайте НАСА, съемка зондом «Вояджер-2» [9]

Однако можно утверждать, что «следы ретуширования не выявлены» Поповым исключительно потому, что Попов не способен по-настоящему выявить следы ретуши. Простейший запрос к поисковой системе [8] выдает на сайте НАСА множество фотографий планеты Сатурн — и среди них практически все несут очевидные следы ретуши: почти на всех фон космоса срезан до полной черноты RGB(0,0,0). Ни на одной неретушированной фотографии такое технически невозможно. Но поскольку чаще всего фон срезан достаточно аккуратно, без остаточных следов, то при повышении контраста, естественно, он остается черным — и Попову кажется, что эта абсолютная чернота и есть «чернота космоса». Однако не так трудно найти следы с очень заметными артефактами, подобными тому, как на снимке МКС выше. На двух последних парах изображений — фотографии Сатурна и Юпитера, первая сделана знаменитой межпланетной станцией «Вояджер-2» в 1981 году, вторая — станцией «New Horizons» в 2007 году по пути к Плутону. Ретушь совершенно очевидна. И сделана она, скорее всего, для того, чтобы скрыть шумы, неизбежные на любой фотографии. На фоне космоса эти шумы были бы достаточно заметны, тогда как зритель, подобно Попову, ожидает увидеть космос черным, а не покрытым «патиной» шумов. Самое простое — удалить эти шумы, срезав в графическом редакторе фон дочерна, до RGB(0,0,0)

Однако, согласно «логике» Попова, «настоящий космос в ретуши не нуждается», и, якобы, здравого смысла в такой ретуши нет — ведь для Попова ретушь космических снимков — все равно что сознательная порча настоящей купюры. О том, что такое ретушь и зачем она делается, не знает ни он, ни другие сторонники «теорий заговора». А если знают, то стараются скрыть это от своих читателей; как скрывают они и то, что ретушь космических снимков — общая практика на сайтах НАСА и не только. А может, Попов сотоварищи готовы объявить аферой всякий беспилотный зонд и всякую орбитальную станцию, чьи фотографии на насовских сайтах подверглись декоративной ретуши? Тогда, пожалуй, придется объявлять сфальсифицированной всю космонавтику.

Ссылки
2. «Так были ли американцы на Луне?», Вадим Ростов, «Секретные исследования», № 2(22), 2000
3. А. И. Попов, «Американцы на Луне. Великий прорыв или космическая афера?», изд. «Вече», 2009
4. «Человек на Луне? Какие доказательства?», старая версия книги Попова (формат html)
5. A Brief History of AS11-40-5903, рассказ на сайте «Apollo Surface Journal»
6. Ретушированный снимок МКС, снимок сделан с «Шаттла»; сайт НАСА
7. Ретушированная фотография AS17-134-20384, большой вариант, сайт НАСА
9. Ретушированный Сатурн, съемка АМС «Вояджер-2», сайт НАСА
10. Ретушированный Юпитер со спутником Ио, съемка АМС «New Horizons», сайт НАСА
Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License