Непараллельность теней. Влияние рельефа
shadows_astron.jpg
Тени астронавтов на неровной поверхности. Один из частых примеров [1]

Помимо перспективы, на непараллельность теней сильное влияние оказывает также рельеф. Вследствие неровностей рельефа направление теней на фотографиях меняется. Меняется оно также из-за наклона самих предметов, отбрасывающих тень.

Эта телевизионная картинка является еще одним примером дифференциальных теневых длин. Кроме того, имеется визуальное доказательство использования большого, очень близкого, искусственного источника света

ignatov.jpg
Иллюстрация из [2]

Подобные претензии предъявляются регулярно. В следующем примере автор «Дуэли» заочно спорит со «Скептиком»:

На фото синим цветом показана линия, продолжающая тень модуля в сторону источника света, линиями других оттенков — продолжения теней, отбрасываемых камнями, в сторону источника света (я проводил отрезки, по возможности откладывая их от концов теней объектов, чтобы легче было определять, какой цвет какой тени соответствует). Итак, что обнаруживается? Никакой тенденции схождения <…> и в помине нет.

(Забавно, что сам «Скептик» детально рассказывает о влиянии рельефа — но для сторонников «теории заговора» даже подробных объяснений может оказаться мало. Эта фотография вообще любима опроверателями; несколько лет спустя Попов обсуждает ее же, так же оспаривая на ней перспективу. То, что на ней перспектива и рельеф оказывают совместное влияние, не осознается опровергателями.)

moonshadows.jpg
Тени на поверхности: вид сбоку и вид сверху

На земле лучи солнца тоже параллельны, как и на Луне; нетрудно, однако, сделать аналогичные фотографии, где тени будут идти в разные стороны из-за рельефа поверхности. На паре снимков справа видно, что вид теней на неровностях разнообразен: тени сходятся и расходятся, уширяются и сжимаются, удлинняются и укорачиваются и уж во всяком случае не сохраняют параллельность не только друг другу, но и самим себе.

Вообще говоря, вследствие неровной поверхности направление тени не изменяется. Правая фотография в паре, сделанная сверху, наглядно это показывает. Однако сделанные на Луне фотографии редко «смотрят» на тени сверху, так что видимое искажение проявляется в полной мере. Тем не менее, рельеф влияет на длину теней: на правой фотографии, как и на левой, видно, что тень черной пешки (отброшенная вниз по склону) длиннее тени белой пешки (отброшенной вверх по склону). Если же предмет не стоит на поверхности вертикально, а наклонен (что для камней вполне обычно), то и сама тень будет наклонена, уже независимо от рельефа. Лист, упирающийся в доску в верхней левой части снимка, наглядно показывает это: его тень не параллельна теням пешек даже на виде сверху.

clavius_terrain.jpg
Совместный эффект перспективы и рельефа[3]

Поверхность Луны вовсе не представляет собой выровненную бетонную площадку. Она изобилует небольшими возвышениями и впадинами, кочками и ложбинами, мелкими кратерами. Поэтому на ней никак нельзя ожидать ровных параллельных теней — даже если пренебречь перспективой. По сути, в том числе и благодаря смещению теней по снимкам можно судить о рельефе поверхности: при отсутствии других ориентиров неровности незаметны на однотонной поверхности (правда, в некоторой мере неровный рельеф выдает себя также неравномерной освещенностью).

Вообще эффекты перспективы и неровности поверхности выступают на Луне совместно, фотография справа иллюстрирует комбинацию обоих эффектов. Тени двух фонарей расходятся из-за перспективы, тень ближнего фонаря неровная и изломанная из-за рельефа.

Ссылки
1. «Так были ли американцы на Луне?», Вадим Ростов, «Секретные исследования», № 2 (22), 2000
2. «Об американских холуях», Александр Игнатов, «Дуэль», № 3 (378), 2004
3. Photo Analysis: terrain and shadow, Moon Base Clavius, clavius.org
Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License