Непараллельность теней. Роль перспективы

Тени на снимках, сделанных на поверхности Луны, редко бывают параллельны на всем протяжении одного кадра. Сторонники теории «лунного заговора» регулярно впадают заблуждение вроде следующего: [1]

Олдрин возле флага на Луне

Свет перемещается по прямым, параллельным линиям в любой данный момент. Теневые направления параллельны, потому что свет исходит из Солнца с расстояния в более чем 90 миллионов миль.

Подобную ошибку совершает даже Попов, несмотря на свои ученые звания: [2, 3]

Скептики обратили внимание, что на некоторых лунных снимках при их боковом освещении тени от предметов несколько расходятся (илл.1). Из-за того, что Солнце расположено и от Луны (и от Земли) очень далеко (150 млн. км) и лучи его можно считать с высокой степенью параллельными, такого быть не должно.

В качестве иллюстрации приводится знаменитая фотография Олдрина возле флага (справа).

По мнению опровергателей программы «Аполлон», расходящиеся тени свидетельствуют о постановочных съемках и использованных прожекторах: [3]

Расходящиеся тени

Здесь мы наблюдаем уже веер из трёх теней — от камней А и Б и от самого астронавта. Существенных неровностей на местности вроде бы незаметно. А если они и ускользнули от глаза, то, как эти незаметные и случайные неровности смогли обеспечить согласованное расхождение трёх теней в виде веера? А вот прожектору, расположенному за левой границей кадра такой веер теней соответствует как нельзя лучше.

(Замечания о неровностях относятся к влиянию рельефа на тени; на той же странице Попов с помощью лампы показать, что прожектор способен создать расходящиеся тени).

Тени на пляже

Это заблуждение можно сформулировать так: линии, параллельные «на натуре», якобы должны сохранять свою параллельность и на фотографии. В то же время, при рассмотрении «земных» фотографий в это заблуждение люди впадают достаточно редко: солнце светит на земле столь же параллельными лучами, однако на «земных» фотографиях тени точно так же часто заметно расходятся, если предметы находятся в кадре достаточно далеко друг от друга. В качестве иллюстрации слева приведено фото, сделанное на пляже. [4]

Однако даже знание о том, что перспектива существует и действует на тени, порой не спасает опровергателей от ошибок: они не только умудряются игнорировать перспективу, но и оспаривать ее действие на том или ином фото. Вот тот же Попов в своей книге [2] пытается оспорить перспективу на снимке из экспедиции «Аполлона-14» [5] (так называемая «лунорама»):

[lunorama ]

Лунорама из книги Попова

Заметим, что тени от камней на ближнем плане и от лунного модуля на дальнем плане резко не параллельны друг другу. Их продолжения навстречу источнику света сходятся за левой границей кадра. По мнению многих скептиков, это происходит, потому что на самом деле рассматриваемая площадка освещена прожектором, расположенным за левой границей кадра.
В противовес этому мнению защитники Ю. Красильников и В. Яцкин [6-8] напоминают об известном явлении перспективы. Известно, говорят они, что уходящие от нас параллельные линии, например железнодорожные рельсы, кажутся сходящимися (илл. 5а). Вот и тени от камней и от модуля кажутся сходящимися. На самом же деле, говорят защитники, эти тени параллельны друг к другу так же, как те же рельсы. Но так ли уж правы защитники, привлекая на помощь явление перспективы? <…>
Да, действительно, в случае, указанном защитниками, когда оба рельса удаляются от нас, они кажутся сходящимися. Но на «лунораме» мы имеем другой случай, для которого аналогия с удаляющимися рельсами не годится. Дело в том, что на «Лунораме» одна из рассматриваемых теней (тень от модуля) не удаляется и не приближается к нам, а идет мимо нас на одном и том же расстоянии в направлении, перпендикулярном нашему взгляду (илл. 4б). Поэтому, если уж и сравнивать тени от лучей с рельсами, то надо сделать такую фотографию рельсов, на которой хотя бы один рельс шел бы мимо так же, как и тень от модуля. А такая фотография (илл. 5б) показывает, что в этом случае явление перспективы не наблюдается. В этом случае все рельсы смотрятся как вполне параллельные.

Расходящиеся тени на дороге

Дальше автор пускается в рассуждение о рельсах, идущих перпендикулярно лучу зрения, и приводит их фотографии. Он умудряется даже оценить расстояние до воображаемого прожектора слева (которое у него оказывается равным нескольким десяткам метров).

Однако, конечно же, не всякая тень, параллельная или почти параллельная горизонтали кадра, «на натуре» действительно перпендикулярна лучу зрения. Вовсе нет. Из-за той же перспективы далекая тень может казаться параллельной горизонтали кадра (хотя на самом деле она таковой и не является); при этом близкие тени указывают на направление солнечных лучей. И перспективное схождение полностью проявляет себя.

Пример приведен на фотографии дороги слева. [7] Далекая машина (которая может служить моделью лунного модуля на «лунораме») отбрасывает тень почти горизонтально; то, что «на натуре» горизонтальности нет, из-за перспективного сжатия почти не заметно. Фонарь, служащий моделью камней на переднем плане «лунорамы», отбрасывает тень под углом к горизонтали — в результате тени сходятся точно так, как на моделируемом снимке. И, конечно же, источник света не находится в десятках метров за левой границей кадра: совершенно очевидно, что источник света — удаленное на 150 млн. километров Солнце — освещает пейзаж спереди-слева от фотографа, на что указывает тень от столба. Так же и на «лунораме»: если взять несколько соседних кадров (а «лунорама» включена в панораму [6]), то можно убедиться, что солнце светит в нескольких десятков градусах слева от фотографа (но заметно меньше 90 градусов). Впрочем, светлая вуаль на «лунораме» указывает на то же: на линзу объектива, очевидно, спереди падает солнце.

Ссылки
1. «Так были ли американцы на Луне?», Вадим Ростов, «Секретные исследования», № 2(22), 2000
2. А. И. Попов, «Американцы на Луне. Великий прорыв или космическая афера?», изд. «Вече», 2009
3. «Человек на Луне? Какие доказательства?», старая версия книги Попова (формат html)
4. Фото на пляже, оригинал
5. Снимок AS14-68-9487 («лунорама»), экспедиция «Аполлона-14»
6. Панорама, включающая в себя «лунораму», экспедиция «Аполлона-14»
7. Сообщение на форуме, оригинал фотографии
Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License