Кинокамеры на ступенях ракет серии «Сатурн»

На некоторых экземплярах ракет серии «Сатурн» («Сатурн-1, -1Б, -5») устанавливались 16-миллиметровые кинокамеры Милликена, снимавшие на повышенной скорости. Их задача — обеспечить наблюдение за критически важными функциями ступеней перед и во время наземных огневых испытаний и в условиях полета. Те части кинокамер, где находилась отснятая фотопленка, располагались в спасаемых капсулах. По завершении съемки капсулы отстреливались от ракетных ступеней и после торможения спускались на парашюте. Приводнившиеся в океане капсулы подбирала специальная команда.

Камеры на ступенях «Сатурна-5»

Камеры стояли на первых двух ступенях ракеты «Сатурн-5» в полетах «Аполлон-4» и «Аполлон-6».

Камеры на первой ступени

Кинокамеры в количестве 4 штук установлены в передней юбке первой ступени. Две цветные камеры обеспечивают наблюдение за внутренней частью бака окислителя, показывая поведение жидкого кислорода, возможные волны, плескание и «водопады» внутри бака. Две других камеры показывают процесс разделения первой и второй ступени.

Для наблюдением за внутренней частью бака в его верхней части имеются два смотровых отверстия, куда помещены линзы и два фонаря стробоскопических вспышек. Объективы камер и вспышки соединены с отверстиями оптоволоконными кабелями длиной 3 метра. На внутренней поверхности верхней юбки ступени установлены блоки оборудования, включающие батареи, электрораспределители, таймер, синхронизационную электронику. Таймер и блок синхронизации выполняют две задачи. Таймер цифровых импульсов выдает в реальном времени опорные сигналы, которые печатаются по краю пленки. Таймер также выдает импульсы-маркеры событий, которые печатаются на противоположном крае пленки. К отмечаемым событиям относятся момент подъема, выключение двигателей, разделение ступеней. Блок синхронизации управляет прерывающимся освещением стробоскопических ламп, чтобы включение лампы совпадало с открытием вращающегося затвора кинокамеры.

Спасаемая капсула с кинопленкой имеет теплозащиту и состоит из тяжелой носовой секции и кварцевого окна, защищающего капсулу от нагревания при повторном входе в атмосферу и при ударе о воду. Корпус капсулы герметичен и водонепроницаем. Капсулы отстреливаются через 25 секунд после отделения ступени и приводняются (см. ниже). [1]

Камеры на второй ступени

Отделение первой ступени и переходника в полете «Аполлона-6». Вид с камеры на второй ступени ракеты.

Кинокамеры в количестве 2 штук установлены в двигательном отсеке второй ступени. Их главная задача — зафиксировать отделение нижнего переходника второй ступени. Вторая задача — зафиксировать разделение первой и второй ступени и включение маршевых двигателей второй ступени J-2. Камеры включаются по сигналу после отделения первой ступени и работают примерно 40 секунд. На пленке ставятся отметки за 0,1 секунды до отделения первой ступени, через 0,1 секунды после запуска двигателей и через 0,1 секунды после отделения переходника. Капсулы с камерами отстреливаются примерно через 8 секунд после отделения переходника и приводняются (см. ниже). [2]

Камеры на ступенях «Сатурна-1» и «Сатурна-1Б»

Камеры на первой ступени

В передней юбке первой ступени «Сатурна-1» и «Сатурна-1Б» устанавливались 2 камеры, следившие за отделением второй ступени, аналогичные камерам первой ступени «Сатурна-5». Съемки камер, следящих за отделением ступени, часто представляются как съемки камер «Сатурна-5». Отличие легко обнаружить по тому, что на ступени S-IVB «Сатурна-1Б» имелось 3 двигателя осадки топлива, их работа хорошо видна в кадрах отделения ступени; на аналогичной ступени «Сатурна-5» было только два таких двигателя. Имелись также телевизионные камеры, транслировавшие вид внутри баков.

В полетах вплоть до «Аполлона-5» две кинокамеры наблюдали за разделением ступеней и запуском двигателя второй ступени. Камеры начинали работать примерно за 3 секунды до разделения ступеней и отстреливались через 25 минут после разделения на высоте около 80 км. [3]

В первом орбитальном полете «Сатурна-1» SA-5 на ракете было установлено 8 кинокамер, в том числе и установленных на внешней поверхности первой и второй ступеней для наблюдения за процессом разделения снаружи).

Камеры на второй ступени

На второй ступени ракет «Сатурн-1» и «Сатурн-1Б» кинокамер не было (кроме SA-5, где камеры устанавливались на внешней поверхности второй ступени для наблюдения за процессом разделения снаружи). Устанавливались только телевизионные камеры, наблюдавшие за топливом в баках.

Отделение ступени S-IVB в полета «Сатурна-1Б» (экспедиция «Аполлона-5»?). Вид с камеры на первой ступени ракеты (надпись об отделении S-IVB от второй ступени S-II «Сатурна-5» не соответствует действительности, что видно по количеству двигателей осадки — 3 штуки — на улетающей ступени).

Съемки старта, внутрибаковые съемки и съемки разделения ступеней «Сатурна-1» (пуск SA-5). Внутрибаковые съемки сделаны телевизионными камерами.

Спуск капсул

Сразу после отстрела капсул раскрываются стабилизирующие щитки. Когда капсула опускается до высоты 4300 м, щитки сбрасываются и раскрывается надувной параглайдер. Через 6 секунд включается радиомаяк и расположенный на параглайдере проблесковый маяк. После приводнения капсула отмечает свое нахождение чернильным маркером. В воду также выпускался репеллент против акул, чтобы защитить капсулу, глайдер и спасательную команду. [2]

Ссылки
1. First Stage Fact Sheet, Saturn V News Reference, 1968
2. Technical Information Summary, AS-501, Apollo Saturn V Flight Vehicle, Космический центр им. Маршалла, 15 сентября 1967
3. AS-202 Press Kit, Release No: 66-213, 21 августа 1966
Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License