«Аполлон-4»
ap4-S67-50531.jpg
«Аполлон-4» перед стартом. (с) НАСА [1]

«Аполлон-4» (англ. Apollo 4) — первое летное испытание ракеты «Сатурн-5» и ее первых двух ступеней, S-IC и S-II (третья ступень S-IVB) уже прошла испытания в предыдущих полетах ракеты «Сатурн-1Б»). Полезной нагрузкой ракеты были корабль «Аполлон» (версия «Блок I») и габаритно-весовой макет лунного модуля. Задача полета — испытание ракеты и корабля, включая вход в атмосферу на скорости, близкой ко второй космической.

Основные данные

Название полета: Apollo 4
Обозначение: AS-501
Ракета: «Сатурн-5» SA-501
Командный модуль: CM-017
Служебный модуль: SM-017
Лунный модуль: LTA-10R (макет)
Масса корабля: 36,8 т, из них орбитальный корабль 23,4 тонны, макет лунного модуля 13,4 тонны
Пусковая площадка: 39A
Дата и время пуска: 9 ноября 1967 г., 12:00 UTC
Дата и время посадки: 9 ноября 1967 г., 20:37 UTC
Продолжительность полета:      8 ч 37 мин
Количество витков: 3
Опорная орбита: 183 х 188 км, наклонение 32,6 градусов
Предыдущий полет: AS-202    Следующий полет: «Аполлон-5»

[2]

Задачи полета

  1. Продемонстрировать структурную и термальную целостность и совместимость ракеты и корабля, определить структурные нагрузки и динамические характеристики во время вывода на орбиту и орбитального полета.
  2. Определить обстановку внутри ракеты во время полета.
  3. Удостовериться в совместимости оборудования, обеспечивающего пуск, и готовность систем обеспечения полета к пуску и операциям вплоть до больших высот и до спасения командного модуля.
  4. Продемонстрировать работу двигательных систем первой и второй ступеней и определить уровень функционирования системы в полете.
  5. Продемонстрировать работу систем наведения и управления ракеты во время вывода на орбиту; достичь момента отключения наведения и оценить точность выведения.
  6. Продемонстрировать отделение первой ступени, отделение нижнего переходника второй ступени и отделение третьей ступени.
  7. Продемонстрировать работу системы таймирования ракеты.
  8. Оценить работу системы обнаружения аварийных ситуаций в открытой конфигурации.
  9. Продемонстрировать возможность повторного запуска третьей ступени.
  10. Удостовериться в адекватности теплозащиты командного модуля для возвращения со скоростью, соответствующей скорости возвращения от Луны.

3]

Полет

Ракета вывела связку, состоящую из третьей ступени S-IVB и орбитального корабля «Аполлон», на низкую околоземную орбиту. Вместо лунного модуля внутри адаптера располагался габаритно-весовой макет. После двух витков на низкой орбите, во время которых производились проверки систем ракеты и корабля, был повторно включен двигатель третьей ступени, в результате орбитальный корабль перешел на эллиптическую орбиту с апогеем около ~ 17,4 тыс. км; затем корабль отделился от третьей ступени. Угол тангажа при маневре подъема орбиты составлял около 40 градусов, угол рыскания — около 15 градусов. Это позволило не посылать корабль слишком далеко от Земли и тем самым сократить общее время полета. Сокращение времени полета было необходимо, поскольку система навигации корабля не была приспособлена к длительному автономному полету.

Ракета отработала полностью успешно. Через 10 мин. после отделения от ракеты двигатель корабля был включен, и апогей орбиты повысился до ~ 18,3 тыс. км. После прохождения апогея двигатель «Аполлона» разогнал корабль до скорости ~ 11,2 км/с (примерно вторая космическая). Командный модуль корабля приземлился в 16 километрах от расчетной точки и был спасен экипажем авианосца «Беннигтон». Модуль экспонируется в Космическом центре НАСА им. Стенниса, город Bay St. Louis, штат Миссисипи. [2, 4].

Съемки

Разделение первой и второй ступени ракеты было заснято специальными камерами. Эти съемки фигурируют во многих фильмах о полетах «Аполлонов» к Луне (например, в фильме «Для всего человечества»).

Документы и материалы о полете «Аполлона-4»

«Сатурн-5» — статья в журнале «Америка», № 138, сентябрь 1967

Ссылки
3. Technical Information Summary AS-501 Apollo Saturn V Flight Vehicle — предполетная информация о полете, Центр космических полетов Маршалла, 15 сентября 1967 года
4. «Аполлоне-4», «Пилотируемые полеты на Луну, конструкция и характеристики SATURN V Apollo», И. И. Шунейко, Москва, ВИНИТИ, 1973
Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License